Театральная школа Бенефис

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Ш, Щ, Ж, Ч

Мило шепелявящий малыш вызывает море положительных эмоций у родителей и окружающих, с ним очень приятно сюсюкаться и передразнивать его неокрепшую манеру говорить. Со стороны кажется, что пройдет время и шепелявость исчезнет сама по себе, но время идет, а четкости произношения у ребенка не прибавляется. В какой-то момент родители понимают, что малышу требуется помощь логопеда, а заодно и психолога, т. к. ребенок уже стал объектом насмешек для всего класса. Этот сценарий разворачивается чаще, чем кажется на первый взгляд. Речевым недостаткам уделяется слишком мало внимания, т. к. они считаются «возрастными», проходящими самостоятельно. За недостатком внимания родителей и учителей, дети страдают от сущего пустяка, ведь проблемы с речью гораздо проще предупредить, чем исправить. Помогает в этом артикуляционная гимнастика для шипящих звуков Ш, Щ, Ж, Ч.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков является тем самым недостающим элементом, который способен превентивно избавить ребенка от речевых изъянов. Она доступна, не требует специального оборудования и больших усилий, занимает не более 20 минут в день.

Артикуляционная гимнастика – это простая разминка для мышц лица, языка и губ, которые составляют речевой аппарат. Она не требует больших усилий, т. к. представляет собой нечто сродни обычному кривлянию и занимает в день всего несколько минут. Комплекс артикуляционной гимнастики легко приурочить к играм, что вызовет восторг у любого малыша, т. к. он будет думать, что просто играет с мамой. Для занятий не требуется никакого специального оборудования, не обязательно присутствие врача или педагога. Однако консультация логопеда желательна, если у ребенка есть выраженные проблемы с речью. Главное – следите, чтобы малыш не уставал, и избегайте фанатизма: одно занятие, каким бы интенсивным оно ни было, не способно дать заметный результат, но в комплексе гимнастика может сотворить чудо.

Правила выполнения упражнений

  1. Упражнение на звук Ч, Ш, Щ, Ж выполняют двое – малыш и взрослый. Взрослый показывает, ребенок повторяет. Это позволяет избегать ошибок и экономить время на долгих объяснениях.
  2. Для работы требуется зеркало, достаточно большое, чтобы в нем помещались двое. Малыш с его помощью получает возможность контролировать свои движения визуально.
  3. Рекомендуется не есть перед занятиями хотя бы 1 час, но и не заниматься натощак.
  4. Лучше всего выполнять упражнения на звук Ш, Щ, Ж, Ч на открытом воздухе, если такой возможности нет, то следует обеспечить максимальный доступ света и воздуха в помещение.
  5. Заниматься следует ежедневно, 15–20 минут в день.
  6. Выполнять упражнения должно быть тяжело, следите за этим. Артикуляционная гимнастика на звук Щ и другие шипящие – это не кривляние перед зеркалом, ребенок должен нагружать мышцы и уставать, иначе результата от занятий не будет.
  7. Выполнять упражнения на звук Ж, Ш, Щ, Ч следует медленно, вдумчиво, гротескно. Если вы артикулируете звук А, рот следует открывать во всю ширину, сколько позволят челюсти. Если показываете зубы, углы губ разводятся так широко, как возможно, и т. д. Напряжение при выполнении важнее, чем скорость.

Комплекс упражнений для шипящих звуков

  • Бублик. При сжатых зубах губы собрать в круг, чтобы резцы были видны. Губы не поджаты, а вытянуты. Положение фиксируется на несколько секунд. Первое время малыш может удерживать губами легкий продолговатый предмет, наподобие карандаша, пока мышцы не закрепят правильное положение.
  • Месим тесто. Тесто – это язычок, задача зубок – хорошенько его замесить. Плоский язычок просовывается в узкую щель между верхними и нижними зубами, зубки покусывают язычок и мешают ему высовываться наружу. В ходе упражнения язык должен максимально пройти через зубы и обратно.
  • Блинчики. Полностью расслабленный плоский язычок укладывается на нижнюю губу, должна получиться форма блинчика. Рот приоткрыт в улыбке. Положение фиксируется на несколько секунд. Цель – научить малыша выполнять упражнение без напряжения, язычок не должен дрожать и двигаться, удержание должно быть легким.
  • Варенье. Воображаемое варенье слизывается язычком с верхней губы вертикально ориентированными движениями. То есть язык двигается сверху вниз и в рот, а не вдоль губы. Рот при этом приоткрыт, губы сомкнуты вокруг языка.
  • Чашечка. Исходное положение – «блинчик», рот округло приоткрыт (челюсть опущена, губы образуют букву О). Язычок следует оторвать от нижнего неба, приподнять его боковые края и удерживать в таком положении 10 секунд. Можно представить, что язычок – это сосуд с водой, которую нельзя расплескать.
  • Качели. Рот открыт, губы в полуулыбке, зубы видны. Язычок расслаблен, лежит на нижнем небе, упираясь кончиком в тыльную сторону нижних зубов. Каждые пять секунд язык меняет положение, упираясь кончиком в верхние зубы и обратно. Челюсть и губы остаются при этом полностью неподвижными.
  • Грибок. Рот широко открыт, язычок плоской спинкой присасывается к верхнему небу, образуя «шляпку» гриба. Кончик языка находится возле передних зубов. Напряжение должно быть в подъязычной связке – «ножке» грибка.
  • Парус. Ротик открыт в легкой улыбке, кончик языка прилеплен к верхнему небу, сам язык широкий. Задача – в таком положении распластать язычок на максимальную площадь, т. е. надуть, как парус. Удерживать 10 секунд.

овладей
актерскими навыками
всего за 5 недель!
Старт 22 июля ПЕРЕЙТИ

Поделитесь
своим мнением:

Гениально
В этом
что то есть!
Не верю

Популярные статьи:

Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности