Меню

Упражнения по актерскому мастерству для начинающих

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»
Фаина Раневская

Чтобы стать востребованным профессиональным актером, мало просто закончить ВУЗ или школу-студию при театре. Эта профессия – особенная, она подразумевает всестороннее развитие личности и обладание множеством навыков, которым никто не сможет вас научить, если только вы не научитесь сами. Помимо поставленной речи, пластичности и способности к перевоплощению, актер должен обладать:

  • Природной внимательностью
  • Развитым воображением
  • Цепкой памятью (в т.ч. эмоциональной)
  • Способностью к импровизации
  • Уверенностью в своих силах
  • Выносливостью (как физической, так и психологической)
  • Харизмой и развитыми навыками коммуникации

На парах театральных ВУЗов всего лишь дают представление о том, из какого опыта произрастают эти способности, но воспитывать их в себе – дело самого актера. Насколько успешно студент справится с данной задачей, и как далеко он сможет продвинуться в иерархии служителей сцены, зависит от его внутреннего упорства и моральной стойкости, т.к. искусство не знает простых путей.

Однако все в этом мире достижимо, и овладеть актерским мастерством сможет каждый, кто готов проявить настойчивость. Набор упражнений, представленный в этой статье, поможет начинающему актеру заниматься развитием основных навыков самостоятельно.

Наблюдательность

Жизненно важный навык для актера, т.к. самые сочные и интересные типажи, оценки и приспособления артисты черпают в реальной жизни, наблюдая за окружающими людьми, их поведением, реакцией и т.п. Ненаблюдательный артист вынужден выдумывать то, что наблюдательный вытаскивает из памяти: взгляд, жест, выражение лица, манера поведения и прочее. Выдуманное всегда будет смотреться проигрышно рядом с воспроизведенным настоящим.

Чтобы развить наблюдательность, нужно придерживаться простого правила: никогда не переставать наблюдать! Это значит, что вы всматриваетесь в каждого человека, которого видите, особенно – в нестандартных ситуациях. Вся драматургия построена на противоборстве человека и нестандартной ситуации, поэтому поведение реальных людей в острых обстоятельствах – ценнейший материал для артистов.

Упражнение «Повтори»

Упражнение развивает наблюдательность и умение схватывать характерные черты. Просмотрите видео, на котором какой-либо человек что-либо делает. Постарайтесь запомнить и перенять его пластику, мимику, жестикуляцию и эмоциональное состояние. Вы можете не повторять его механические действия, ваша задача – схватить характер и воспроизвести его.

На ранних этапах обучения студентам предлагается воспроизводить характерные черты животных. Вы так же можете начать с этого. Включите любой канал о животном мире, выберите наиболее симпатичную вам зверушку и вперед! Помните – форма не главное, важно уловить и передать уникальный характер животного.

Погружение в предлагаемые обстоятельства

Актер, играющий Ромео, все время находится на сцене театра, но обстоятельства его роли гласят, что он в Вероне. На все время спектакля этот артист – Ромео, а значит, вокруг него не сцена, не театр, а самая настоящая средневековая Верона – это обстоятельство, в которое ему необходимо погрузиться, чтобы зрители прониклись его игрой. Это умение никому не дается просто так, ведь, согласитесь, трудно обмануть собственное зрение.

Помимо местонахождения, есть еще ненастоящий реквизит, постановочные драки и убийства, и знакомые по труппе актеры, которых нужно принимать за реальных Шекспировских персонажей. Похоже, без специальной подготовки тут не обойтись.

Этюды на беспредметные действия

Константин Станиславский решил проблему веры в обстоятельства просто и гениально. Согласно его методу, выполнение соответствующих обстоятельствам физических действий (при условии их максимальной точности) повлечет за собой верное эмоциональное и психическое состояние. Говоря проще, если вам нужно испугаться, просто начните спасать свою жизнь, и в процессе вы испугаетесь.

Этюд на беспредметное действие, это небольшая сценка, в которой актер работает на воображаемой местности с воображаемыми предметами. Цель упражнения – добиться максимально точного подробного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Это может быть что угодно – ловля рыбы на берегу речки, сбор овощей с грядки, починка автомобиля и т.п.

Раскрепощение

Умение расслабляться, это главное условие владения телом. Каждый видел, как артисты падают на сцене, но не каждый знает, почему они не расшибаются. Секрет в том, что расслабленное тело, при правильном ведущем движении, не падает, а плавно сползает на сцену, в то время как напряженное тело бьется об нее довольно сильно. Непосвященные не знают об этом, т.к. каждый человек невольно напрягается от страха, когда падает, отсюда и травмы, и уверенность в том, что падения всегда травмируют. Ходят легенды о везучести алкоголиков, которые падают с верхних этажей и умудряются ничего не ломать. В этих рассказах есть доля правды, и суть ее в том, что тело человека в состоянии сильного алкогольного опьянения максимально расслаблено.

Упражнение на расслабление каждой мышцы

Ложитесь на спину в наиболее удобную позу, не скрещивая руки и ноги. Расслабьтесь, насколько сможете, дышите глубоко и размеренно, глаза можно закрыть. Мысленно пройдитесь по каждому участку тела, начиная с пальцев левой ноги и выше, и проверьте, нельзя ли расслабить проверяемый участок еще сильнее. Вы найдете и снимете немало зажимов, особенно в первый раз. Повторяя это упражнение каждый день, вы будете постепенно избавляться от зажимов, а значит и от скованности, и от неуверенности в себе.

Импровизация

Импровизация для актера – настоящая палочка-выручалочка. Опытные артисты знают, сколько ни готовься, импровизировать все равно придется. И действительно, такой сложный механизм, как спектакль, где люди, реплики, выходы, уходы – не более чем шестеренки и винтики, может дать сбой на какой-нибудь мелочи. И если артисты не сгладят недоразумение мгновенной импровизацией, страшно подумать, спектакль развалится на глазах у зрителей. Вот почему импровизации молодых актеров учат с первых дней в театральной студии.

Упражнение «Меняй»

Развивает способность к мгновенной импровизации. Ведущий задает условия происходящего на площадке, объясняет каким образом и в рамках каких обстоятельств студенты взаимодействуют друг с другом. В любой момент ведущий может выкрикнуть слово «меняй» и студенты обязаны мгновенно сменить действия, слова и манеру поведения по отношению друг к другу.

Чувство партнера, взаимодействие и доверие

В актерских школах взаимодействие между партнерами прорабатывается очень тщательно и серьезно. От умения партнеров взаимодействовать зависит качество игры, ведь тон и энергетика вопроса определяют тон и энергетику ответа. Говоря проще, если один актер дал слабую реплику, второй актер слабо на нее отзовется и возникнет цепная реакция, которая в считанные минуты похоронит весь эмоциональный накал спектакля. Обмен репликами между артистами должен быть подобен перебрасыванию мяча в волейболе – атакующая сторона хочет забить гол, обороняющаяся – отбить подачу, накал страстей делает игру интересной и зрелищной.

Упражнение «Яблоко»

Выполняется в группе, при четном количестве участников. Каждый студент представляет, что у него в руке сочное, спелое и увесистое яблоко. Задача – бесшумно и незаметно, без слов, жестов и мимики, одними глазами найти себе партнера и установить с ним контакт, договориться, что вы с ним теперь партнеры. У кого не получилось – поднимают руки по команде ведущего, видят, кто остался без партнера, и тоже разбиваются на пары.

Следующая задача – договориться со своим партнером, кто из вас кинет яблоко другому. Правила те же – без слов, без мимики, без жестикуляции. По команде ведущего одни кидают яблоко, другие ловят. У кого не получилось – поднимают руки и повторяют попытку.

Теперь у половины группы по яблоку в обеих руках, задача – кинуть одно из них партнеру. Внимание, если вы кидаете яблоко левой рукой, то партнер должен поймать его правой, и наоборот. Снова договариваемся между собой, не используя никаких средств, кроме визуального контакта.

Если вам не хватает лидерских качеств, надоело что к вам не прислушиваются коллеги, вам хочется, но вы боитесь не справиться с руководящими должностями, тогда вам нужна актерская студия для взрослых, которая обучит вас секретам публичных выступлений, разовьет в вас уверенность, научит искусству убеждения.
овладей
базовыми актерскими
навыками 3000 руб.

300 рублей
до 18 августа
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поделитесь своим мнением

Не верю
В этом
что то есть!
Гениально
Подпишитесь и получите:
3 бесплатных видео урока по актерскому мастерству!
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

test
Скоро с Вами свяжется менеджер