Процесс освоения актерами своего ремесла базируется на 3-х основных дисциплинах — актерском мастерстве, пластике и сценической речи. Последняя техника — важный элемент не только для артистов театра и кино, но и для ораторов. Она учит правильному дыханию, интонационной выразительности, четкости произношения. Дает голосу гибкость, объем, звучность и эмоциональную заразительность.
Проблематика
Сценическая речь — не только умение громко и членораздельно говорить со сцены, но и способность с помощью голоса управлять зрительскими эмоциями. От актера требуется мастерство словесной передачи тонких душевных порывов и характера своего героя. Что должен уметь профессиональный артист? Владеть безупречной дикцией, мышечной свободой речевого аппарата и держать в тонусе глотку и гортань. При этом любой актер стремится к повышенной выносливости и тембровой подвижности голоса. И не забывает о полетности. Под этим термином подразумевается умение быть услышанным в любом зале, независимо от его размеров.
К чему готовиться
В процессе освоения ораторского мастерства и искусства речи в театральной школе мы будем осваивать:
- основы дикции;
- правила орфоэпии (основы литературного произношения);
- постановку голосового аппарата;
- интонацию;
- техники дыхания;
- речевой слух;
- голосовую свободу;
- практики улучшения речевого слуха.
В рамках обучающего комплекса актеров отучают от интонационных особенностей бытовой речи и переводят на выразительное сценическое звучание голоса актера. С какими сложностями сталкиваются артисты?
- Изменение качественных и тембральных характеристик речи. Во время исполнения эмоциональных сцен возрастает напряжение голосового аппарата. Изменения наблюдаются на всех уровнях — моторном, смысловом и логико-грамматическом.
- Эмоциональная бедность речевых посланий. Несмотря на стабильность текста, в сценических условиях необходимо повышать градус эмоций. Это поможет достучаться до зрительских сердец.
- Отсутствие стыковки между моторными и смысловыми звеньями. Во время возрастания эмоционального напряжения организационный контроль речеобразования порой дает сбой. У актеров возникают ошибки в произношении и разброс гласных.
- Сложность в распознавании естественного звучания от наигранного. Работа над этой проблемой сопровождается с многочасовыми тренировками над улучшением речевого аппарата, снятием мышечных блоков и достижением легкости и мышечной свободы.
Во время обучения актерам важно наработать высокую надежность владения техникой сценической речи. Это возможно лишь в условиях полного погружения в творческий процесс и достижения максимальной органики актерского поведения на сцене.