Залог хорошей исполнительской игры — умение владеть телом. Только в расслабленном виде оно становится покорным проводником души. Чтобы добиться такого результата, актеру нужно раскрепоститься. И поможет в этом работа с психоэмоциональными и физическими блоками.
Суть техники
Раскрепощение — один из главных моментов в актерском ремесле. Много внимания кропотливой работе актера над развитием своего тела уделили Константин Станиславский и Михаил Чехов. Они разработали ряд техник на разблокировку зажимов. Эти упражнения облегчают работу над сценами, с эмоциональной памятью, жестами и над созданием соответствующей пьесе атмосферы.
К чему готовиться
Раскрепоститься помогают разговоры с новыми людьми. И ряд эффективных упражнений:
- Общение с прохожими. Девушка наносит на губы помаду и спрашивает у незнакомцев, идет ли ей столь вызывающий цвет. Мужчина по аналогии с декоративной косметикой экспериментирует с любым элементом одежды.
- Зеркало. Один участник зеркально повторяет движения партнера.
- Раскованная ходьба. Медленная ходьба босиком развивает эластичность нижних конечностей. Ощутите вес тела на стопах и фиксируйте внимание на каждом соприкосновении с полом. Расслабьте плечи, не форсируйте дыхание и не зажимайте коленные суставы.
- Заземление. Формирует пружинистую походку. Стопы параллельны друг другу, таз выдвинут назад, колени согнуты. Корпусом наклоняйтесь вперед до тех пор, вес тела не перенесется на подушечки пальцев ног. Держите голову параллельно телу. Это поможет не потерять равновесие. Живот, в отличие от грудной клетки, расширен. Взгляд направлен вперед, смотрите строго перед собой и представляйте, что держите на голове корзину с фруктами. Поначалу почувствуете дискомфорт. Но впоследствие разблокировка коленных суставов приведет к пружинистой походке.
- Упражнение со стулом. Сядьте на стул в своей привычной позиции. Встаньте не в характерном для вас режиме, а отталкиваясь ступнями от пола, без опоры на стул. Упритесь ногами в пол, перенесите вес тела на подушечки ступней и оттолкнитесь. Затем поднимитесь со стула так, как делаете это каждый день и почувствуйте разницу. При традиционном подъеме больше нагрузки приходится на корпус. Во время правильного — активно задействованы ноги.
Страх сцены, дрожащий голос во время публичных выступлений — последствия мышечного и мысленного панциря.
В большинстве случаев всему виной социальные факторы:
- родительские ошибки в воспитании;
- негативный опыт школьных выступлений;
- запугивания в детстве;
- отрицательное отношение сверстников и учителей к сценической деятельности ребенка.
Во время работы над раскрепощением важно отличать расслабленное тело от расхлябанного, раскованность и артистизм от пошлой бестактности. Раскрепощение — это не бахвальство и выставление себя напоказ, а внутреннее состояние покоя и безмятежности.