Упражнения по сценической речи
Речь – убранство души. Луций Анней СенекаСценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в информативных, так и в выразительных целях. Упражнения по сценической речи на дикцию помогают улучшить звучание голоса, сделать его приятным для слушателей. Минимальные требования к речи артиста:
#1Речь должна быть громкой, правильной и разборчивой: даже шепот со сцены должен быть услышан и понят на последнем ряду амфитеатра.
#2Голос должен быть сильным, объемным и ярким. Нередко диапазон голоса актера соответствует диапазону вокалиста. Бесцветная монотонная речь плохо воспринимается слушателями.
#3Артист должен владеть техникой правильного дыхания, которая позволяет говорить громко и даже кричать, не надрывая связок. Умелые артисты не срывают голос даже при длительных нагрузках.

Как овладеть базовыми
актерскими и ораторскими навыками?
актерскими и ораторскими навыками?
Ответьте на 4 коротких
вопроса и мы подберем
оптимальную учебную
программу
вопроса и мы подберем
оптимальную учебную
программу

Упражнения для начинающих

- Укрепление и развитие речевого аппарата.
- Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.
Артикуляционная гимнастика на укрепление и развитие речевого аппарата
- Вытяните губы трубочкой как можно сильнее и медленно, с напряжением совершайте ими круговые движения в одну, затем в другую сторону.
- Вытяните губы трубочкой, потянитесь ими к носу, затем к подбородку, к правой щеке и к левой щеке. Тянитесь изо всех сил, не жалейте себя. В процессе упражнений мышцы лица должны уставать до боли.
- Представьте, что ваше лицо растягивают сначала по горизонтали в широкую улыбку, потом по вертикали в гримасу с открытым ртом и опущенной нижней челюстью.
- Высуньте язык изо рта и тянитесь им вперед, сколько сможете.
- Широко откройте рот, высуньте язык как можно дальше изо рта, перемещайте язык от одного угла губ к другому и обратно.
- По очереди сильно упирайтесь языком в правую и в левую щеку.
- Совершайте круговые движения языком по внешней поверхности зубов, под губами, в обе стороны.
Посмотрите видео “Как сценическая речь помогает в жизни”:
Занятия для продвинутых

- Логический анализ текста.
- Работа с интонацией.
Логический анализ текста
В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:- Логический блок – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
- Логическая пауза – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
- Ударение – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
- Темпоритм – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.
Упражнения на интонационную гибкость
Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Интонационные упражнения и упражнения на расширение диапазона голоса можно совмещать.- Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
- Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.
Упражнения для детей

- укреплению мышц языка и лицевых мышц;
- постановке и правильной артикуляции звуков.
Артикуляционная гимнастика для детей
Для губ:- Губы сомкнуты, ребенок широко улыбается. Положение фиксируется на несколько секунд.
- Ребенок широко улыбается, показывая все зубки. Зафиксировать на несколько секунд. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
- Ребенок складывает губы трубочкой и вытягивает как можно дальше.
- Ребенок открывает рот, высовывает язык, поочередно то поднимает его к верхней губе, то опускает к нижней.
- Ребенок высовывает узкий язык как можно дальше изо рта, затем прячет его как можно глубже в рот.
- Кончик языка касается верхней губы и, не отрываясь, перемещается по ней из стороны в сторону.
- Цокаем языком, как бежит лошадка.
- Язык нужно с силой прижать к альвеолам и зафиксировать положение. Рот открыт.
- Язык прижат к альвеолам, ребенок открывает и закрывает рот. Открывать рот следует как можно шире, язык отрывать нельзя.
Как сделать свой
голос сильным и
уверенным?
голос сильным и
уверенным?
Этому и другим навыкам мы
научим на нашем ораторском
курсе
научим на нашем ораторском
курсе
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие курсы двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.