Меню

Упражнения по сценической речи для детей и взрослых

Речь — убранство души.
Луций Анней Сенека

Сценическая речь  — обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста, это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в информативных, так и в выразительных целях.

>Минимальные требования к речи артиста:

  • Речь должна быть громкой, правильной и разборчивой: даже шепот со сцены должен быть услышан и понят на последнем ряду амфитеатра.
  • Голос должен быть сильным, объемным и ярким. Нередко диапазон голоса актера соответствует диапазону вокалиста. Бесцветная монотонная речь плохо воспринимается слушателями.
  • Артист должен владеть техникой правильного дыхания, которая позволяет говорить громко и даже кричать, не надрывая связок. Умелые артисты не срывают голос даже при длительных нагрузках.

К сожалению, талантов от Бога в этой сфере не бывает вообще, если не считать талантом приятный тембр голоса. Все остальное достигается ежедневными тренировками и регулярной практикой. Утро большинства артистов начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики, многие из них имеют полезную привычку подолгу читать вслух.

Упражнения для начинающих

Перед теми, кто только собирается сделать первые шаги на пути к освоению сценической речи, стоят две приоритетные задачи:

  1. Укрепление и развитие речевого аппарата
  2. Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции

Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи, кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны. Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь, это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи.

Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т.н. «ленивой» артикуляцией. Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны.

Артикуляционная гимнастика на укрепление и развитие речевого аппарата

  • Вытяните губы трубочкой как можно сильнее и медленно, с напряжением совершайте ими круговые движения в одну, затем в другую сторону.
  • Вытяните губы трубочкой, потянитесь ими к носу, затем к подбородку, к правой щеке и к левой щеке. Тянитесь изо всех сил, не жалейте себя. В процессе упражнений мышцы лица должны уставать до боли.
  • Представьте, что ваше лицо растягивают сначала по горизонтали в широкую улыбку, потом по вертикали в гримасу с открытым ртом и опущенной нижней челюстью.
  • Высуньте язык изо рта и тянитесь им вперед, сколько сможете.
  • Широко откройте рот, высуньте язык как можно дальше изо рта, перемещайте язык от одного угла губ к другому и обратно.
  • По очереди сильно упирайтесь языком в правую и в левую щеку.
  • Совершайте круговые движения языком по внешней поверхности зубов, под губами, в обе стороны.

Занятия для продвинутых

Под словом «продвинутый» подразумевается человек, уже овладевший голосом и дикцией. Следующим этапом для него становится работа с текстовым материалом. Приоритетная задача здесь – сделать речь не только звучной и правильной, но и выразительной. Сюда входит:

  1. Логический анализ текста.
  2. Работа с интонацией.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т.к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т.д. Это просто, т.к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

  • Логический блок. Это самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль. В прозе обычно соответствует абзацу.
  • Логическая пауза. Бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные).
  • Ударение. Имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте. Ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными.
  • Темпоритм. Этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если – внутренняя речь пленника, убегающего от погони – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами – оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Упражнения на интонационную гибкость

Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Упражнения на интонацию и расширение диапазона голоса можно совмещать.

  • Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой, и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т.д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
  • Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т.д.

Упражнения для детей

Для маленьких детей понятия «сценическая речь» пока не существует, а точнее – нет разницы между упражнениями на общее развитие речи и на постановку речи сценической. Детский речевой аппарат хрупок и уязвим, ему легко нанести вред слишком большими нагрузками, а результат этих нагрузок в раннем возрасте будет почти незаметен. Интенсивные занятия на постановку голоса и речи следует начинать тогда, когда голос оформится и окрепнет, т.е. в 16-18 лет, как минимум. Сейчас же гораздо важнее придать развитию речи ребенка правильное направление. Первоочередное внимание следует уделить:

  • Укреплению мышц языка и лицевых мышц.
  • Постановке и правильной артикуляции звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей

Для губ:

  • Губы сомкнуты, ребенок широко улыбается. Положение фиксируется на несколько секунд.
  • Ребенок широко улыбается, показывая все зубки. Зафиксировать на несколько секунд. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  • Ребенок складывает губы трубочкой и вытягивает как можно дальше.

Для мышц языка:

  • Ребенок открывает рот, высовывает язык, поочередно — то поднимает его к верхней губе, то опускает к нижней.
  • Ребенок высовывает узкий язык как можно дальше изо рта, затем прячет его как можно глубже в рот.
  • Кончик языка касается верхней губы и, не отрываясь, перемещается по ней из стороны в сторону.

Для подъязычной связки:

  • Цокаем языком, как бежит лошадка.
  • Язык нужно с силой прижать к альвеолам и зафиксировать положение. Рот открыт.
  • Язык прижат к альвеолам, ребенок открывает и закрывает рот. Открывать рот следует как можно шире, язык отрывать нельзя.

Чтобы получить объективную оценку и рекомендации относительно своего голоса нужны уроки сценической речи с хорошим педагогом. Он научит правильно извлекать звуки, наладит дыхание, улучшит голос и вокальные данные.
овладей
базовыми актерскими
навыками 3000 руб.

300 рублей
до 18 августа
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поделитесь своим мнением

Не верю
В этом
что то есть!
Гениально
Подпишитесь и получите:
3 бесплатных видео урока по актерскому мастерству!
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

test
Скоро с Вами свяжется менеджер