Скороговорки для дикции

Дата добавления: 22.04.2021 Дата обновления: 06.10.2023

Обучение ораторскому мастерству

Узнать подробнее

Содержание

Ни для кого не секрет, что для тренировки дикции и произношения используются скороговорки. Это самый быстрый и несложный способ повысить качество своей речи. Если систематически выделять время на проговаривание скороговорок, то можно достичь хороших результатов. Регулярные занятия скороговорками практикуют дикторы, актеры, вокалисты, ораторы. А вообще, посвящать время специальным упражнениям полезно всем, кто хочет добиться внятной и выразительной речи.

Как работать со скороговорками

Скороговорки построены на близких по звучанию звуках. Начинать тренировки рекомендуется со скороговорок на трудные для произношения звуки. Чаще всего у взрослых и детей сложности возникают с воспроизведением букв «р», «л», «ш», «с», «м», «н».

Порядок работы

Для эффективной работы со скороговорками предлагается придерживаться следующей схемы:

  • Отработка глухих и шипящих (ш, с, т, п):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку;

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

***

Ткет ткач ткани на платки Тане.

***

Маша под душем моет шею и уши.

***

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

***

Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша;

***

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня;

***

С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.

***

У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят;

***

Поля пошла полоть петрушку в поле.

***

Забыл Панкрат кондратов домкрат.

***

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

***

Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.

***

Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

***

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

***

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

***

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

  • Отработка свистящих и звонких (ц, ч, щ):

Цыган подходит на цыпочках и на цыпленка: «Цыц!;

***

Течет речка, печет печка, печет печка, течет речка;

***

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

***

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

***

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

***

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.


На актерских курсах мы регулярно тренируем дикцию с помощью скороговорок.

  • Работа с сонорными звуками (м, н, р, л):

Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила;

***

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

На мели мы лениво ловили линя;

***

Обрадован баран — у барана барабан;

***

Варвара варила, варила, да не выварила.

***

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

***

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!;

***

Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.

***

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

***

Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.
Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.

***

У елки иголки колки;

***

Мы ели, ели, ели,
Ершей у ели…
Их еле-еле у ели доели.

***

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

***

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова по среди двора!

***

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

***

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

***

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Разумеется, не обязательно придерживаться данного порядка. Но такая последовательность (от простого к сложному) считается наиболее результативной.

Скорость произношения

Начиная работу со скороговорками, не стоит сразу стараться произносить их быстро. Темп и громкость нужно наращивать постепенно. Сначала произносите фразу медленно и почти шепотом (только шевеля губами). Затем чуть быстрее и немного громче, вполголоса. В третий раз проговаривайте в достаточном темпе, используя полную силу голоса. Если не удается безошибочно выговаривать фразу быстро, то снижайте темп. На данном этапе важнее четкое произношение всех звуков, нежели скорость. Со временем необходимо усложнить задачу: говорите скороговорки с орешками во рту, постепенно набирая темп. В выполнении данных упражнений очень важна регулярность. Занимаясь всего 15-30 минут в день несколько раз в неделю, улучшение дикции можно наблюдать уже через месяц.

Интонация произношения

При выполнении упражнений обращайте внимание на интонацию и постановку ударений. Скороговорка должна быть выразительной, а не монотонной. Вам должен быть понятен сюжет скороговорки и все действующие персонажи.

Превратите скороговорку в театрализованную миниатюру и постарайтесь воспроизвести различные эмоциональные состояния. Прочтите одну и ту же реплику радостно, грустно, с удивлением, с презрением, с яростью. Это очень помогает сделать речь выразительнее в повседневной жизни.

Виды скороговорок

Скороговорки можно группировать по разным критериям. Но чаще всего их классифицируют следующим образом.

Сложные скороговорки для дикции взрослых

Это фразы со сложным буквенным сочетанием. В них отрабатываются по три и более звуков. Или по два, но в очень непростой комбинации.

  • Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу;
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя;
  • У королевы был кавалер. У кавалера была королева. Кто королева? А кто кавалер?;
  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки;
  • Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.
  • Мама, нас ты не ищи,
    Щиплем щавель мы на щи.
  • Кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.
  • Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Самая длинная и самая сложная скороговорка на русском языке называется «Лигурия». Эта скороговорка широко используется дикторами, актерами и людьми тех профессий, для которых важна четкая разборчивая речь. Лигурия – это комбинация из более чем 40 скороговорок в одной. Логопеды советуют сначала научиться читать этот стих в быстром темпе. И только потом приступать к разучиванию его наизусть.

Полный текст Лигурии с ударениями:

В четверг четвёртого числа,
в четыре с четвертью часа,
лигурийский регулировщик
регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля
лавИровали, лавИровали,
да так и не вЫлавировали.

***

И потом протокол про протокол
протоколом запротоколировал,
как интервьюером интервьюируемый
лигурийский регулировщик
речисто, да не чисто рапортовАл,
да не дорапортовАл, дорапортОвывал,
да так зарапортовался
про размокропогОдившуюся погоду,
что дабы инцидент не стал претендентом
на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик
акклиматизировался в
неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки
хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой:

***

Не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик,
лучше пик кипу купи,
а то придёт бомбардИр из БрАндебурга —
бомбами забомбардирУет за то,
что некто чернорЫлый
у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл!

***

Но на самом деле турка не был в деле.

***

Да и Клара-краля в то время крАлась к лАрю,
пока Карл у Клары крал кораллы,
за что Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары
два этих вора дрова воровали.
Но, грех — не смех, не уложить в орех.
О Кларе с Карлом во мраке
все раки шумели в драке,
вот и не до бомбардира ворам было,
и не до дЁготниковой вдовы,
и не до дЁготниковых детей.

***

Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова:
раз дрова, два дрова, три дрова —
не вместились все дрова,
и два дровосЕка, два дровокОла-дроворУба
для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора
обратно на дровяной двор,
где цапля чахла,
цапля сохла,
цапля сдохла.

***

Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец,
а против молодца сама овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везёт Сенька Соньку с Санькой на санках:
санки — скок, Сеньку — в бок,
Соньку — в лоб, все — в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб.

***

Затем по шоссе Саша пошёл,
сашЕ на шоссе Саша нашёл.
Сонька же — Сашкина подружка
шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки
во рту ещё и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту
пономарЯ перепономарИт, перевЫпономарит:
жужжит, как жужелица,
жужжит, да кружится.

***

Была у Фрола — Фролу на Лавра навралА,
пойдёт к Лавру на Фрола Лавру наврёт,
что — вАхмистр с вАхмистершей,
рОтмистр с рОтмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа — ежата,
а у него высокопоставленный гость унёс трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят
с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины,
да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм
из сыворотки из-под простокваши.

***

О всём о том около кола
колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин —
зальцбуржский бесперспективняк
из-под бронетранспортёра констатировал:

***

Как все колокола не переколоколовАть,
не перевЫколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить,
не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.

Скороговорки для развития речи детей

Скороговорки стоит учить с самого детства. Их заучивание формирует правильное произношение и развивает красивую речь у ребенка. Многие детские скороговорки передают забавные и веселые истории, а значит учить их можно играючи. Большое внимание следует уделять репликам, направленным на отработку «проблемных» звуков.

  • Мышонку шепчет мышь:«Ты все шуршишь, не спишь».Мышонок шепчет мыши:«Шуршать я буду тише»;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Шесть мышат в камышах шуршат;
  • Раз дрова, два дрова, три дрова;
  • Белые бараны били в барабаны;
  • От топота копыт пыль по полю летит;
  • Ловит рыбку рыболов, в речку весь уплыл улов.
  • Добры бобры идут в боры.
  • С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши – и во ржи не души.
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  • Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
  • Жили были три цыпленка: Як, Як Цыдрак, Як Цыдрак Цыдрони.
    Жили были три цып-цыпки: Цыпа, Цыпа Дрыпа, Цыпа Дрыпа Лямпомпони.
    Вот жинился Як на Цыпе,Як Цыдрак на Цыпе Дрыпе, Як Цыдрак Цыдрони на Цыпе Дрыпе Лямпомпони.
    Родилось у них по сыну: У Яка с Цыпой: Шах. У Як Цыдрак с Цыпой Дрыпой: Шах Шарах. У Як Цыдрак Цыдрони с Цыпой Дрыпой Лампомпони: Шах Шарах Шарони.
  • Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
    А внизу, похожие на маленьких ежат,
    Шишки прошлогодние на траве лежат.
  • Бобры храбры идут в боры,
    Бобры для бобрят добры.
  • Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
  • Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
  • У бабы бобы, у деда дубы.
  • Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  • Белый снег. Белый мел.
    Белый сахар тоже бел.
    А вот белка не бела.
    Белой даже не была.
  • Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.


На занятиях мы используем скороговорки в упражнениях, чтобы отработать чистоту и ясность дикции.

Скороговорки для дикторов

Один из основных навыков, которым должен обладать диктор или радиоведущий, — хорошая дикция. С помощью скороговорок можно значительно улучшить качество произношения, и сделать речь четче. Нередко дикторы перед эфиром занимаются чтением скороговорок, разминая свой артикуляционный аппарат. Многие теле- и радиоведущие для занятий используют «Лигурию». В качестве разогрева перед трансляцией подойдут совершенно любые известные всем скороговорки.

  • Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — выдру в тундру, ядра в вёдра!
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
  • Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.

Короткие скороговорки

Как говорилось ранее, заниматься развитием дикции с помощью скороговорок лучше начинать с коротких несложных фраз. На начальном этапе они могут состоять из одного слова, например, «бесперспективняк», «переколпаковать». Реплики из нескольких слов нужно произносить на одном дыхании.

  • Гонец с галер сгорел;
  • Сел сокол на гол ствол;
  • У елки иголки колки;
  • Шёл спуск пушек с сопок и со скал;
  • Перепелка перепелят прятала от ребят;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Длинные скороговорки

После того, как короткие реплики начнут получаться легко и непринуждённо, стоит приступать к более длинным скороговоркам. Большие фразы также произносятся на одном дыхании. Допускается делать паузы для забора воздуха между четверостишиями.

  • У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла — кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
  • Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

Смешные скороговорки

Это вариация сложных скороговорок с комичным смыслом. Постарайтесь это передать интонацией.

Для веселого застолья:

«Водка в стакане играет, искрится.
Радует душу и греет утробу.
Если же водка мешает учиться,
Брось ее нафиг, такую учебу!»

  • Для конкурсов корпоратива

«Прирабатываясь к работке,

работник нарабатывает наработки,

заработок зарабатывает от работки,

а приработок — от переработки».

***

«Наши поезда — самые поездатые поезда в мире, и никакие поездатые поезда не перепоездят наши поездатые поезда по поездатости!»

  • Для поднятия настроения

«Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов».

***

«Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок! Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп!»

***

«Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!»

  • Для шумных вечеринок

«Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей».

***

«Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне».

***

«Ухитрился проспать возможность переспать».

  • Пошлые скороговорки

«Шура Семашко щупал Наташку,
А санитар Негошин бубен укокошил».

***

«Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде».

***

«По прилёте на Таити не таите, тёти, тити.
Нету повода таить на Таити тётям тить.
Там у тёть в почёте стати, так что тити тётям кстати.
Чтоб своей в Таити стать, не скрывайте, тётя, стать.
Всё срывайте, не томите, для соитий на Таити».

Иностранные скороговорки

Польза скороговорок на иностранном языке очевидна. С их помощью совершенствуется произношение. Слова в английских скороговорках подобраны таким образом, чтобы говорить не только быстро и четко, но еще и с правильным акцентом. Это отличное дополнение для изучения языка. Работа над такими скороговорками необходима не только людям, осваивающим иностранный язык, но и тем, кто владеет им на хорошем уровне и выступает перед публикой на международных конференциях, симпозиумах. Скороговорки существуют на разных иностранных языках.

  • Английские скороговорки:

«Betty Botta bought some butter, “But, she said, this butter’s bitter, But a bit of better butter will make my batter better”. So, she bought a bit of butter better than the bitter butter, And it made her batter better. So, it was batter Betty Botta’s bought a bit of better butter».

***

«How many cans can a cannibal nibble if a cannibal can nibble cans? As many cans as a cannibal can nibble if a cannibal can nibble cans».

  • Испанские скороговорки:

Pancha plancha con cuatro planchas. Con cuantas planchas Pancha plancha? (Панчо гладит четырьмя утюгами. Сколькими утюгами гладит Панчо?)

***

Del pelo al codo y del codo al pelo, del codo al pelo y del pelo al codo. (От волос до локтя и от локтя до волос, от локтя до волос и от волос до локтя).

Обучение ораторскому искусству

Эффективное обучение строится исключительно на практике. Именно поэтому студенты курса ораторского искусства театральной школы Бенефис максимум времени посвящают отработке голосовых навыков ораторского мастерства. Умение красиво говорить откроет перед Вами любые двери и подарит новые уникальные возможности. Под контролем профессиональной команды, Вы сформируете четкую дикцию, уверенный голос, правильную речь. Благодаря специальным обучающим программам и авторским методикам, почувствуете уверенность в себе, избавитесь от страха публичных выступлений, научитесь подавать материал ярко и выразительно!

Приходите на курсы обучения ораторского мастерства в театральную студию Бенефис.

Мы предоставим вам навыки и знания:

  • Как развить силу и уверенность в своем голосе.
  • Как значительно улучшить дикцию и четкость произношения.
  • Как снять зажимы и избавиться от напряжения, чтобы выразить себя свободно.
  • Как освоить искусство импровизации, делая вашу речь более живой и увлекательной.
  • Как мастерски работать перед камерой, чтобы быть убедительным в любом формате.
  • Как эффективно управлять своими эмоциональными состояниями и использовать их в своей речи

Это лишь малая часть того, что мы предлагаем. Мы также предоставляем обширные знания по дикции, скороговоркам и искусству языка, чтобы сделать вашу речь более яркой и убедительной. Узнайте, как добиться мастерства в искусстве общения и произношения слов.

 

Посмотри видео отзыв нашего студента о том, как ему помогли ораторские уроки в школе «Бенефис»

Поделитесь своим мнением о статье

42

Гениально

12

В этом
что-то есть!

0

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее