Театральная школа Бенефис

Постановка и автоматизация звука С

Постановка и автоматизация звука С

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребенку нужна автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях, не пренебрегайте консультацией врача. Только квалифицированный медик сможет точно определить причину трудностей со звуком [С] и дать правильные рекомендации для домашних занятий.

ВАЖНО! Собираясь поставить звук [С] у ребенка, в первую очередь следует убедиться, что он знает этот звук и понимает, что пропускает его в словах.

Детям не свойственно вникать в фонетику слов, их восприятие ориентировано на смысл слова, которое они слышат. Поэтому ребенок может и не подозревать, что пропускает в словах звук [С]. Начните работу с проверки слуха: попросите ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит звук [С], после чего произносите разные звуки, затем слоги, затем слова со звуком [С] и без него. По успехам ребенка будет видно, насколько он слышит и понимает произношение звука, которому учится.

Дифференциация и автоматизация звуков С и Ш в речи ребенка

Подбирая речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков, старайтесь исключать из него то, что еще не освоено ребенком, или использовать такие звуки по минимуму. Упражнения выполняются от простого к сложному:

  1. Проговариваем слоги на каждый звук отдельно: са-со-су-сы-сэ, ша-шо-шу-ши-шэ, ас-ос-ус-ыс-эс, аш-ош-уш-ыш-эш.
  2. Проговариваем слоги в парах: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ, ас-аш, ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.
  3. Проговариваем слова на каждую букву: сушка, солнце, самолет, барсук, парус, шелк, бабушка, тушканчик, душ и т. п.
  4. Проговариваем пары слов: штора-ссора, мешок-кусок, зайчишка-трусишка, шлем-след, шипит-сипит, шуршит-свершит и т. п.
  5. Проговариваем словосочетания и короткие предложения: бабушка-старушка; у Сашки босоножки; шуршит снежок; серенький зайчишка и т. д. Обратите внимание, это упражнение не аналогично предыдущему, на пары слов. Здесь важна смысловая конструкция.
  6. Проговариваем полноценные сложные предложения: шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. п.

ВАЖНО! Не забегайте вперед. Дифференциация звуков [С] и [Ш] и их автоматизация в речи возможна благодаря мышечной памяти речевого аппарата, позволяющей ему правильно работать без сознательных усилий ребенка (автоматически). Эта память вырабатывается многократными повторениями от простого к сложному.

Оставьте заявку
Запишитесь на первое занятие новой группы прямо сейчас,
пока есть места (все группы до 15 человек).
Дата ближайшего открытого урока 21 ноября

Когда сложные предложения освоены, можете поздравить своего малыша с заслуженным успехом. Однако не будет лишним как следует его (успех) закрепить. Для этого учим наизусть стихи, читаем вслух небольшие тексты и проговариваем скороговорки с шипящими звуками.

***

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

Лиса и кувшин (сказка)

Вышла крестьянка косить пшеницу в поле и оставила в зарослях кувшин с молоком. Пробралась к кувшину лиса. Сунула в кувшин голову и выпила все молоко. А голову из кувшина высунуть не может. Мучилась лиса, старалась, да и говорит кувшину: «Шутки шутишь, кувшин, довольно, отпусти!» А кувшин не отстает. Рассвирепела лиса, и говорит кувшину: «Не отпустишь? А я тебя сейчас утоплю!» Сунула кувшин в воду и утонула вместе с ним.

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Помимо специальных упражнений на определенный звук, которые мы рассмотрим ниже, артикуляционной гимнастикой можно назвать все, что развивает подвижность лицевых мышц и органов речи. Ребенок может баловаться и шалить, строить смешные и страшные рожицы, высовывать язык, широко раскрывать рот и проделывать подобные веселые штуки с огромной пользой для себя. Используйте это как разминку перед занятием, а заодно задайте игровое настроение рабочему процессу.

  • Улыбка до ушей. Попеременно улыбаемся как можно шире и возвращаемся в исходное положение. Губы сомкнуты.
  • Забор. В улыбке показать сразу все зубки (и нижние, и верхние). Положение удерживать 5 секунд.
  • Вверх-вниз. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Язычок попеременно поднимается вверх за альвеолы и опускается вниз за нижние зубы. Важно, чтобы во время выполнения упражнения двигался только язык, нижняя челюсть и губы должны оставаться на месте.
  • Чистим зубки. Ребенок улыбается, открывает рот и совершает круговые движения языком по внешней стороне зубов в обе стороны.
  • Горка. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Кончик языка за нижними резцами, спинка языка поднята как можно выше. Такое положение зафиксировать на 10 секунд.

Для правильной артикуляции автономного звука [С] растягиваем губы в улыбке при сомкнутых зубах. Кончик языка должен упереться в нижние зубы. Поток воздуха для правильного образования звука должен проходить точно посередине языка. Обязательно покажите артикуляцию ребенку на собственном примере. Если у него возникают трудности с удержанием языка в нижнем положении, используйте логопедический шпатель, чтобы слегка придавить язык.

Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ

Звук [C] лучше всего ставить от звука [И] при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над [C] можно отработать артикуляцию [И], т. к. положение очень близкое.

  1. Проартикулируйте с ребенком долгий [И] с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п. Уделите внимание точной артикуляции.
  2. Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п. Последняя «и» проговаривается тщательно.
  3. Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.

Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука [С] может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук [С].

Второй способ – от звука [И]. Ребенок улыбается и произносит долгий [И], следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка. Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку. Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.

Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. [С] мы ставили от [И], закрепляем его тоже в связке с [И], как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.

Чистоговорки на звук С

Са-са-са, сколько сена и овса

Са-са-са, у Оксаны есть коса

Су-су-су, сыро осенью в лесу

Су-су-су, маме сумку я несу

Со-со-со, села сойка на песок

Со-со-со, укатилось колесо

Сы-сы-сы, сто полосок у осы

Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы

Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас

Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс

Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст

Ус-ус-ус, бусы носит карапуз

Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост

Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос

Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс

Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз

Постановка [С] от мягкого [СЬ] в форме чистоговорок

Си-си-си, мяч скорее принеси

Си-си-си, тесто сдобное меси

Ся-ся-ся, мы поймали карася

Ся-ся-ся, есть лосята у лося

Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю

Сю-сю-сю, грустно в речке карасю

Сё-сё-сё, жил в Японии Басё

Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё

Се-се-се, свистнул селезень лисе

Се-се-се, сойка спряталась в овсе

Ись-ись-ись, на разминку становись

Ись-ись-ись, ветки две переплелись

Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась

Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь

Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь

Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь

Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось

Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось

Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь

Есь-есь-есь, сядь на лавку, ноги свесь

овладей
красивой и правильной
речью всего за 5 недель
старт 17 ноября ПЕРЕЙТИ

Поделитесь
своим мнением:

Гениально
995
В этом
что-то есть!
175
Не верю
66

Популярные статьи:

Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности