Упражнения на невербальное общение

Дата добавления: 17.04.2011 Дата обновления: 08.08.2021

Следует отличать невербальное общение от невербального поведения. Поведение – это реакции тела на эмоциональные переживания. Например, если вы испугались и отпрянули назад, это поведение, вызванное сильным страхом. Поведение не нацелено на передачу информации, хоть по нему и можно делать выводы о внутренних процессах собеседника. Общение нацелено именно на обмен информацией. Это тоже поведение, но демонстративное, «говорящее». В разговоре на невербальное общение приходится до 80% передаваемой информации и лишь 20% выражают слова. Научиться четко доносить свои мысли можно, выполняя упражнения на невербальное общение в тренинге.

Невербальное общение присутствует даже в телефонном разговоре. Интонации, паузы, частота дыхания, громкость голоса – все это многое говорит нам о собеседнике, его настроении, намерениях и степени честности его слов.

Основные инструменты невербалики:

  • мимика;
  • жесты;
  • взгляд;
  • положение тела;
  • интонация и громкость речи;
  • темпоритм;
  • управление расстоянием (например, сокращение и увеличение дистанции между собеседниками).

Мимика

Упражнение на развитие мимики желательно выполнять с партнером, но в крайнем случае можно тренироваться и перед зеркалом. Суть упражнения – диалог между вами и партнером, но такой, в котором разрешено использовать только мимику лица. Даже поворот или наклон головы – это уже жест, который к мимике не имеет никакого отношения. Мимикой же можно считать только работу лицевых мышц.

Задача – понять друг друга, научиться строить сначала простейшие фразы и ответы и постепенно переходить к более сложным диалогам. Сначала будет тяжело, т. к. ни вы, ни ваш партнер не пользуетесь мимикой для подобных целей ежедневно, но не думайте, что она для этого не подходит. Немного привычки, и вы сможете понимать друг друга без слов, даже когда не занимаетесь развитием мимики лица.

Результатом тренировок станут два важных навыка:

  1. Вы пополните собственный арсенал мимических фраз, параллельно разработаете лицевые мышцы и научитесь не стесняться ими пользоваться.
  2. Вы разовьете внимательность к мельчайшим изменениям чужой мимики и научитесь сознательно их интерпретировать, то есть немного читать мысли людей по лицу.

Голос и интонация

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие

Упражнение желательно выполнять с партнером. Как и в предыдущем упражнении, вы ведете диалог, но в этот раз пользоваться можно только голосом, без слов. Выбираете один гласный звук, например, [А]. Разговаривать можно только с помощью этого звука. Понять друг друга вам помогут:

  • интонация;
  • громкость голоса;
  • паузы;
  • длина фразы;
  • диапазон (высокие и низкие звуки).

Цель упражнения – на практике найти и разобрать все выразительные средства, используемые в речи, помимо слов, научиться их различать и пользоваться ими.

В результате занятий вы сможете:

  1. Обращать внимание на невербальные характеристики чужой речи, анализировать ее и угадывать эмоциональное состояние говорящего.
  2. Сознательно управлять характеристиками собственной речи, придавать ей нужное звучание, освоить тренировку эмоций, то есть научиться скрывать или, наоборот, имитировать нужные эмоции.
  3. Разработать голосовой аппарат, развить гибкость интонации, расширить диапазон голоса.

Жесты, действия и управление пространством

Это упражнение используется на этапе начального обучения студентов театральных вузов и студий актерского мастерства. Оно состоит, по сути, из двух разных упражнений – на память физических действий и на взаимодействие и общение. На площадке находятся два человека, у каждого свои предлагаемые обстоятельства. Например, парень и девушка в вагоне метро. Задача парня – найти способ, как выразить симпатию, задача девушки – не подать вида, что парень тоже ей симпатичен. Нельзя разговаривать, использовать мимику и голос. Общение достигается с помощью приспособлений к партнеру, поведения, действий, жестов, управления расстоянием и т. д. Например, парень подсел к девушке, девушка отвернулась и спряталась за книгой. Парень демонстративно начал заглядывать ей в книгу, девушка закрыла книгу и достала зеркальце, стала прихорашиваться и т. д.

Цели упражнения:

  1. Найти и разобрать выразительные средства, составляющие язык тела и жестов, научиться ими пользоваться.
  2. Научиться анализировать поведение других людей, угадывать его причины и мотивы.

Постановка сцены

Это упражнение используется как закрепляющее после трех предыдущих. В нем будут использоваться все невербальные средства сразу, при этом вербальное общение остается под запретом. Желательно придумать обстоятельства, в которых такое возможно, например, сцена – «первобытное племя» или «глухонемые». Возможны сценки с упором на пантомиму, например, «за стеклом».

Сценка должна быть небольшой, около 10 минут игрового времени. Три основных блока:

  • завязка, некий конфликт;
  • кульминация, центральное событие;
  • развязка, чем все закончилось.

В случае, если этюд экспромтный, участники просто сосуществуют друг с другом на площадке, однако центральное событие все равно должно произойти. Не сговаривайтесь, что именно им станет, пусть ход действия развивается своим чередом, правильные поведение и общение сами приведут вас к событию. Все самостоятельные упражнения на невербальное общение, особенно последнее, желательно делать под наблюдением театрального педагога в группе.

Самые дорогие курсы – это не всегда самые хорошие. Порой цена за уроки в театральной студии высокая, только потому, что в зале установлен кондиционер, мягкие кресла, поставлен кулер с водой, шикарный дизайн или очень дорогая аппаратура.

Поделитесь своим мнением о статье

193

Гениально

108

В этом
что-то есть!

94

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее