Правила эффективного нетворкинга – учимся заводить и поддерживать деловые знакомства
За непонятным английским словом «networking» кроется всего лишь «налаживание связей». Простыми словами, нетворкинг – это то, чем каждый человек занимается всю жизнь, начиная с подросткового возраста, т. к. существование в социуме без связей становится сложнее, дороже, энергозатратнее. Нетворкинг бывает социальным и деловым. К социальному относится организация знакомств, помогающих человеку решать актуальные жизненные задачи. Например, почти у каждого человека есть знакомый зубной врач, знакомый парикмахер, знакомый юрист, знакомый продавец одежды и т. д. Все эти люди не просто друзья, которые по счастливому стечению обстоятельств имеют полезные специальности. Куда чаще контакты с ними поддерживают именно потому, что они полезны.
Личное знакомство для человека всегда предпочтительнее неизвестности. Если вам понадобится юрист, и найдется визитка адвоката, которого вы видели один раз в жизни, вы все равно позвоните ему.
Деловой нетворкинг по сути ничем не отличается от социального, но на практике это совсем другой уровень организации знакомств. В обществе человек способен обойтись без связей, в деловой сфере – нет, т. к. даже при устройстве на работу могут возникнуть непреодолимые трудности. Например, в Европе, несмотря на низкий уровень коррупции, что должно снижать показатель эффективности связей, везде требуют рекомендательные письма, даже на должность дворника.
В бизнесе, тем более, не любят случайных людей. Прежде чем заключить сделку, будущие партнеры всегда наводят справки, судьба сделки будет зависеть от удовлетворенности сторон репутацией друг друга. Когда двое знакомятся при помощи третьего, третий тоже рискует репутацией: представьте, что будет, если вас познакомят с мошенником.
Создавайте взаимную заинтересованность
Чтобы завести знакомство, нужны интерес и согласие двух сторон. Не все понимают, что деловое знакомство – это палка о двух концах, и партнер будет полезен настолько, насколько вы будете полезны ему. Как это выражается? Например, человек не любит говорить о себе, на вопросы о занятиях отвечает невнятно и скупо, ничего не предлагает. Такой знакомый, во-первых, не запоминается. Это тот случай, когда не знаешь, что написать напротив имени в записной книжке. Во-вторых, рискует показаться назойливым, ведь он чего-то добивается от вас и не называет ни одной причины, по которой вам следовало бы ему помогать. Чтобы создать заинтересованность, следует:
- охотно и много говорить о себе, своих занятиях и достижениях (если спрашивают);
- выразить готовность оказать профессиональную помощь;
- оставить контакты, желательно визитку или буклет.
Знакомьтесь больше
Если вы на выставке или на широкоформатной встрече, где ваша цель не сводится к одному единственному знакомству, распределяйте время грамотно. Чтобы развитие отношений стало возможным, требуется очень мало – всего лишь обмен именами и приветствиями, все остальное можно отложить на потом. Например, сегодня вы были представлены нужному человеку, завтра добавили его в друзья на facebook, послезавтра позвонили и назначили встречу. Не беспокойтесь, забыть вас он не успеет и не сочтет ваше поведение невежливым, а вы за счет экономии времени заведете пять знакомств вместо одного. Это есть ни что иное, как эффективный нетворкинг.
Следуйте приоритетам
Не контактируйте со всеми подряд без разбора, у вас нет на это времени. В поле зрения должны попадать только потенциальные партнеры. Наметьте себе примерные цели, избегайте случайных контактов. Можно попробовать заранее узнать кто есть кто, ориентироваться по атрибутике компаний и многое другое, в зависимости от формата встречи.
Подготовьте самопрезентацию
После того, как вас представили собеседнику, у вас есть всего пара минут, чтобы запомниться и произвести выгодное впечатление. Рассчитывать на импровизацию – идея не из лучших, т. к. даже достаточно раскрепощенные люди без подготовки начинают «распыляться», говорить не то, что собирались, в итоге нерационально тратится время, а эффект может оказаться подпорчен.
Другое дело, когда вы готовы к ведению деловой беседы настолько, что на зубок знаете, когда улыбнуться, когда сделать комплимент, когда заговорить о делах, когда попрощаться. Это не значит, что надо быть роботом, который читает текст по бумажке, но, т. к. диалог все равно шаблонный, почему бы его не оптимизировать?