Задержка речевого развития у детей
При задержке речевого развития (ЗРР) речь ребенка развивается медленнее, чем у сверстников, и существенно отстает от речевых нормативов. Ребенок с ЗРР говорит, но освоение речи дается ему тяжело и продвигается медленно. Задержка речевого развития у детей 3 лет – такой диагноз ставится детям вплоть до четырех лет. Задержка речевого развития у детей 4 лет и старше считается уже общим недоразвитием речи (ОНР). Заболевание считается опасным, т. к. накладывает отпечаток на почти все аспекты психического и психосоциального развития ребенка.
Симптомы и причины: родителям на заметку
Довольно часто ЗРР диагностируется у детей, когда время уже упущено, а сама проблема из курабельной превращается в труднообратимую и опасную, влекущую за собой психологические последствия. Чтобы избежать этого, родителям следует быть предельно внимательными, несоответствие развития речи ребенка норме становится заметным уже в 4-месячном возрасте.
Нормативы речевого развития детей до 4 лет:
4 месяца – ребенок реагирует на обращения родителей, улыбается, смеется, плачет, агукает и т. д.
от 9 мес. до 1 года – ребенок уже осваивает элементарные сочетания букв, в этом же возрасте следует ожидать первых простейших слов из повторяющихся слогов (мама, папа, баба и т. п.) или односложных.
1–1,5 года – ребенок понимает имена родных и слова, обозначающие окружающие предметы, и реагирует на них.
1,5–2 года – первые самостоятельные предложения из простых словосочетаний (подлежащее и сказуемое), реакция на простые просьбы.
2–4 года – построение более сложных предложений, произношение слов становится правильным, без дефектов.
ВАЖНО! Предупредить ЗРР гораздо легче, чем вылечить. Поэтому так важно проявлять внимание к развитию речи у ребенка, начиная с самых первых звуков.
Причины задержки речевого развития можно разделить на два типа: физиологические и психологические (социальные). Первое может быть следствием травм, перенесенных болезней (в т. ч. внутриутробных), плохой наследственности, врожденных дефектов и т. п. Второе почти всегда прямо зависит от родителей. Чтобы диагностировать ЗРР и точно установить причину, необходимо пройти комплексное обследование у невропатолога, дефектолога, ЛОРа, логопеда, психиатра и детского психолога. Если в случае с физиологическими причинами предупреждение ЗРР или невозможно (болезни, врожденные дефекты), или дело элементарной осторожности, то социальные причины можно предупредить. Однако для родителей они редко бывают очевидны.
Чрезмерная опека
Главный фактор темпового развития речи – необходимость говорить. Если ребенку достаточно потянуться ручкой или повернуть головку, чтобы заботливая мама сразу его поняла и выполнила все его желания, то зачем ему вообще разговаривать? Не пытайтесь понять ребенка без слов, он должен все время стараться выражать свои желания устно, сначала бессвязными звуками, потом конкретными словами, потом осмысленными предложениями. Подкидывайте ему мотивацию говорить, даже если он еще не научился это делать.
Ревность и тревога
Желание родителей оградить ребенка от враждебных проявлений окружающего мира понятно и естественно. Но иногда оно заходит так далеко, что ребенок ограждается уже от всего, кроме самих родителей. Чужой человек – потенциальная угроза, он еще не обидел, но поведение родителя таково, что для ребенка нет особой разницы между «может обидеть» и «уже обидел». После общения с другими людьми (например, после приема у врача) ребенка жалеют, плохого человека ругают и т. п. В результате ребенок учится видеть мир заведомо враждебным и опасным. С таким миром ему не хочется общаться, он отгораживается от него разными средствами, одно из которых – молчание.
Излишняя требовательность
Вследствие низкой самооценки некоторые родители очень остро воспринимают неумение их детей что-либо делать. Это приводит к тому, что в первые опыты ребенка постоянно вмешиваются, подсказывают, делают сами и т. п. «Кто так рисует солнышко? Нужно вот так! Дай мне, я покажу! Так неправильно, дай я сама сделаю!» – даже в случаях, не имеющих отношение к речи, такое поведение родителей приводит к нежеланию развиваться. Постоянно оказывающийся в ситуации неуспеха ребенок будет безразличен ко всему на свете.