Как приучить ребенка к самостоятельности

Дата добавления: 05.07.2011 Дата обновления: 08.08.2021

Необходимость приучить ребенка к самостоятельности рано или поздно настигает каждого родителя. Кто-то уже начинает бить в набат, едва малышу исполняется год, а кто-то не торопится и продолжает завязывать шнурки семилетнему ребенку. Скорее всего, вы встречали и тех и других родителей в своем окружении.

Основная проблематика

Современный семейный уклад довольно сильно отличается от того, который существовал, скажем, 50 лет назад. Сейчас большинство родителей живет с одним или двумя детьми. Это означает, что в семье взрослых гораздо больше, чем младших – вместе с бабушками, дедушками, и другими близкими родственниками.

Серьезная проблема заключается в том, что в таком формате семьи взрослые почти всегда опекают ребенка даже в тех случаях, когда он уже сам способен выполнять какие-то действия. Взрослых членов семьи больше, они вереницей сменяют один другого, устраивая бесконечный хоровод вокруг малыша и даже не задумываясь о том, какую «медвежью» услугу ему оказывают этими действиями.

Развитие самостоятельности у маленького человека начинается с того, что родитель доверяет ему освоить какую-то часть бытового пространства. Если же этого не происходит, то ребенок не получает опыта и не может обзавестись собственными умениями и навыками, а значит – не может действовать самостоятельно. Вы наверняка неоднократно наблюдали удручающую картину, когда бабушка-одуванчик несет за совсем немаленьким внуком тяжелый рюкзак из школы, приговаривая, что внучок и так перетрудился, а бабуля как-нибудь справится. Таких ситуаций много, если внимательно посмотреть вокруг.

Шаг первый: с чего и когда начинается самостоятельность

Разберем подробнее, как не допустить подобных ошибок и какие шаги стоит предпринять. Когда начинается самостоятельность ребенка? Правильный ответ – с раннего детского возраста. Самым первым этапом является получение базовых навыков самостоятельности. Умение умываться, одеваться и раздеваться, есть, пить, заправлять постель, немного позже – собирать свои вещи и игрушки. Это первичный набор умений по самообслуживанию. Данные навыки должны быть освоены ребенком к трем годам жизни.

Но на практике получается совсем другая картина: в большинстве семей трехлетний ребенок не может сам ни одеваться, ни раздеваться, ни собирать свои игрушки и одежду, а в некоторых случаях даже не может самостоятельно есть. Первичные навыки никто не формирует, а сами по себе они не возникают. Отсюда и начинаются проблемы, ведь это своего рода «закладка фундамента» будущей самостоятельной жизни ребенка. Если он заложен плохо или вовсе не сформирован, то негативные последствия проявляются довольно скоро и отрицательно влияют на дальнейшую жизнь малыша.

Основные ошибки

Печально, но многие родители отказываются понимать, что основы самостоятельности – навыки самообслуживания и умение устранять последствия своих действий – тесно связаны с формированием у ребенка воли. А это качество лежит в основе освоения интеллектуальных навыков. Часто взрослые занимаются развитием ребенка в узком понимании: много времени и сил уделяется умственным способностям, мышлению, творчеству, но при этом совсем игнорируется развитие таких умений, как помощь по дому, способность наводить порядок в личном пространстве.

Развить самостоятельность у ребенка в быту очень важно, если родители хотят вырастить уравновешенного человека, который сможет брать на себя ответственность в широком понимании. В случае, когда взрослые не развивают у ребенка такую самостоятельность, он растет как потребитель, которого все вокруг обслуживают. При этом сам он ничего не умеет, да и не хочет – зачем напрягаться, если взрослые все сами сделают за него. Далее ситуация будет только усугубляться: по мере взросления ребенок будет безапелляционно требовать обслуживание все более высокого уровня и не понимать, почему вдруг родителям перестала нравиться такая схема взаимодействия.

Практические советы

Родителям на данном этапе нужно взять себя в руки и позволить своим детям начать приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. Да, времени на сборы на прогулку будет уходить гораздо больше, чем если мама сама быстро оденет ребенка. Да, прием пищи превратится в торжество маленького поросенка поначалу, и к этому тоже нужно быть готовыми. И игрушки будут убираться ребенком вовсе не так хорошо и тщательно, как это могут сделать взрослые. Но! Этот этап нужно пережить и обязательно пройти. Только так ребенок сможет выработать свой навык и далее его развивать и совершенствовать.

Следующий этап самостоятельности: учимся заботиться о близких

Ребенку важно понять, что не только он может получать заботу, но и сам может заботиться о своих близких, друзьях. Это могут быть совсем простые, но от того не менее важные действия, к примеру, укрыть пледом, принести попить и т. д.

Как научить?

Самый действенный способ – личный пример для малыша. Если ребенок будет видеть, что мама заботится о папе и наоборот, то он впитает такую форму поведения, как само собой разумеющуюся, и также начнет ее применять. Пустыми увещеваниями, которые не подкрепляет личный пример взрослых, ничего не добиться. Не словом, а делом!

Новый уровень: осваиваем домашние обязанности

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие

В возрасте четырех лет, в том случае, если малыш не отстает в развитии, его уже можно мягко переводить на следующий уровень, а именно: доверять ему простые домашние обязанности. Это может быть какое-то несложное действие, например, поливать домашнее растение, раскладывать салфетки и ложки за обеденным столом, давать кошке корм. Здесь важна регулярность: действие необходимо совершать каждый день, по возможности без напоминаний. В отличие от предыдущего этапа, где действие может быть разовым – принести тапочки, например, регулярность выполнения домашних обязанностей учит ребенка тому, что семья – единая система и в ней каждый трудится на общее благо. У маленького человека на этом этапе формируется ответственность за определенную часть работы по дому, он со временем начинает понимать, что если не полить растение, оно начнет погибать и т. д.

Эти обязанности помогают воспитать самостоятельность у ребенка, начать формировать его волю и характер в нужном направлении. Ребенок начинает понимать работу причинно-следственных связей на живом примере и учится нести собственную ответственность. Самостоятельность в своем доме является основой для самостоятельности во внешнем мире.

Родителям важно понимать, что все навыки самостоятельного поведения формируются постепенно, соответственно возрасту. Здесь нельзя бросаться в крайности в любую сторону: начинать вменять ребенку слишком рано обязанности, которые он еще не способен выполнять, но и ограждать его лишний раз от мнимых трудностей – тоже.

Борьба с инфантильностью: разрываем замкнутый круг

Современный ритм жизни невозможно не учитывать и игнорировать. Большинство страхов родителей за своих чад вполне оправданы, особенно если речь идет о жизни в городе. Но при этом важно понимать, что чем больше взрослые ограждают своего ребенка от трудностей, тем сложнее ему придется потом. Пытаясь излишне опекать, семья оказывает ребенку сомнительную услугу мимолетного комфорта, за которую он жестко расплачивается во взрослой жизни.

Разорвать такой замкнутый круг можно лишь одним способом: спокойно, целенаправленно и методично приучать малыша к самостоятельности с раннего возраста. Это большая и сложная поэтапная работа. Она требует много терпения, времени, сил. Но плоды такой работы бесценны! Как для ребенка, так и для его семьи.

Невозможно научить ребенка самостоятельности и ответственности, используя только теорию, не давая ему живого примера, ограждая от всего вокруг. Также невозможно сделать это резко, без подготовленной основы. Такой подход вызовет вполне закономерный шок, протест и бунт у подросшего ребенка.

Итак, подведем итог в правильном построении процесса:

man

#1Начинать приучать
к самостоятельности ребенка
нужно с раннего возраста,
с 2–3 лет

#2
Развитие самостоятельности
должно быть мягким, поэтапным,
необходимо, чтобы этот процесс
соответствовал психическому
развитию малыша

#3
Родителям нужно придерживаться
выбранной стратегии, проявлять
максимум терпения и помнить о
том, что регулярность –
важнейший фактор в этом деле

Продуманная стратегия станет лучшим другом в этом вопросе и для родителей, и для малыша. Верьте в то, что все получится, используйте вышеприведенные советы и не бойтесь доверять своему ребенку. Помните – большой путь начинается с первого шага!

Почему актерское мастерство для детей 9 лет так по душе нашим ученикам? Одна из причин это увлекательный процесс разбора литературного произведения и совместный поиск мотивов персонажа, главного авторского замысла, ответов на жизненные вопросы, позволяющих и детям обрести понимание жизни и поведения людей.

Поделитесь своим мнением о статье

417

Гениально

414

В этом
что-то есть!

17

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее