Меню

Что нужно знать о развитии навыков общения подростков со сверстниками

«Трудный возраст» – поворотный этап в жизни ребенка, с которым связаны многие страхи и заблуждения родителей. Мы склонны неверно истолковывать происходящее с нашими детьми, воспринимая кризис как несчастье, в котором виноваты мы сами, школьные учителя, подросток или его сомнительное окружение. Но в кризисе нет ничего плохого, напротив – тревожным знаком было бы его отсутствие. Так уж устроен механизм человеческого развития, что только через преодоление кризиса возможен переход на новый уровень – бесконфликтное подростковое общение.

Кризис переходного периода можно условно уподобить школьному выпускному экзамену: мы не можем сдать его за ребенка. Перед экзаменатором он предстанет один. И только приобретенные навыки и знания помогут выдержать испытание. Но подготовить подростка к предстоящим трудностям вполне в наших силах.

Основные симптомы подросткового кризиса у ребенка:

  • манера постоянно пререкаться и делать все наперекор родителям;
  • немотивированные и внезапные смены настроения;
  • недовольство собой и окружающими;
  • болезненное самолюбие;
  • нетерпимость к прикосновениям и визуальным контактам;
  • снижение школьной успеваемости;
  • ухудшение самочувствия.

Общение в подростковой среде: особенности и нюансы

Каждому возрастному периоду свойственен один превалирующий вид деятельности, через который осуществляются самореализация и качественные изменения, необходимые для перехода на следующий этап. Ведущей деятельностью для переходного периода психологи называют общение. Ему предшествует формирование и развитие навыков общения у подростков.

Тяга к обществу сверстников к 12–13 годам становится всепоглощающей: подросток меньше интересуется учебой и с явной неохотой посвящает в свои дела родителей. На первый план для него выходят «друзья», в группе которых он стремится обрести свое место. Общение с друзьями играет важную роль дополнительного информационного канала, оно успешно восполняет пробелы образования и общения с родителями. Так, например, в вопросах пола подростки начинают ориентироваться благодаря общению между собой.

Через контакт со сверстниками также происходит переориентация общения со старших (родители, учителя) на равных по положению товарищей. От того, насколько успешно подросток овладеет навыками общения в формате «равный с равными», будет зависеть его адаптация ко взрослой жизни. Ведь в среде взрослых нет «старших» – человек сам принимает решения, сам несет за них ответственность и сам добивается своего положения в среде таких же, как и он. Подростковое общество в какой-то мере является моделью взрослого. Все выработанные в нем коммуникативные качества навсегда останутся с подростком – вот почему так важно своевременное и полноценное развитие этих качеств.

Психология подростка строится на двух главных противоречивых потребностях. С одной стороны стремление к обособленности, эмансипации, уединению, с другой – непреодолимое желание быть частью какого-то сообщества или группы.

Обособленность

Обособленность заметнее всего проявляется в отношении к родителям. Подростки становятся более замкнутыми, неразговорчивыми, нетерпимыми к чрезмерному вниманию. Острую реакцию вызывают попытки контроля со стороны старших. Перед ребенком впервые встает ребром вопрос самоопределения. Его волнует, кто он и какой. Первой попыткой самоопределиться становится отрицание: ребенок отрицает, что похож на родителей и вообще на «взрослых» из его представлений, заявляет, что он другой и хочет быть другим. В то же время нарастает ощущение болезненного одиночества. Подросток чувствует себя непонятым, ненужным и брошенным. Из этого чувства рождается сильнейшая жажда общения и групповой принадлежности (аффилиации).

Аффилиация

Объединение подростков в группы также носит противоречивый характер. С одной стороны коллективная обособленность и противопоставление своего «Мы» отвергаемому миру «всех», но с другой стороны внутри самой группы культивируются единообразие и похожесть. Члены группы одинаково одеваются, слушают похожую музыку, имеют определенную символику, манеру поведения, сленг и прочее. Несмотря на саму цель группирования – «не быть как все», внутри группы действует неписаный закон – быть как все ее члены, соответствовать ей по ярко выраженным и грубым внешним признакам. Иллюстрацией тому служит любая модная субкультура: панки, готы, эмо и другие, принадлежность к которым обычно проходит вместе с переходным периодом.

Трудности и риски

Поскольку подростковое общество в миниатюре отражает взрослое, стремления здесь те же самые: самоутвердиться, занять свое место, добиться признания и уважения окружающих. Препятствуют их достижению, как правило, чисто коммуникативные трудности, преодолевая которые подросток взрослеет и учится жить в обществе.

Такие свойства характера, как общительность, умение находить общий язык с другими, умение убеждать и добиваться своего, способность отстаивать право на собственное мнение и сопротивляться влиянию других, закладываются воспитанием с малых лет и развиваются на протяжении всей жизни. Человек, обладающий ими в наибольшей степени, считается сильной личностью и имеет все шансы на самореализацию в любом возрасте и обществе.

Для подростков развитые коммуникативные навыки означают возможность преодолеть трудный период почти безболезненно и безопасно в плане дурного влияния. Уверенный в себе и социально активный подросток может сплотить компанию вокруг себя, стать лидером и свои интересы сделать интересами общими. При должном воспитании этими интересами станут спорт, музыка, книги и другие полезные увлечения в противовес алкоголю, курению, наркотикам и мелкому хулиганству, принятым в компаниях, которым не повезло с лидером.

Напротив, если подросток закомплексован, не уверен в себе, отчужден и с трудом находит общий язык со сверстниками, он будет готов на все, лишь бы быть принятым в компанию ребят, под влияние которых он попал. Если компания окажется неблагополучной, подросток очень сильно постарается перенять все худшие черты ее членов, чтобы доказать им, что он «свой в доску». Нередки случаи, когда таким стремлением манипулируют ради потехи или материальной выгоды.

Развитие навыков общения с помощью групповых тренингов и актерского мастерства

Навыки общения имеет смысл развивать только в групповых занятиях, лучше всего – в игровой форме. Для этого идеально подходит тренинг для подростков на развитие навыков общения, в частности комплекс дисциплин, входящих в курс актерского мастерства, т. к. все упражнения для будущих актеров игровые и нацелены на взаимодействие и общение. Кроме того, они учат избавляться от лишнего напряжения, владеть телом, речью и голосом, развивают интуицию и умение мгновенно принимать решения. Работа с классикой мировой литературы, анализ и воплощение роли на сцене выливаются в нравственный, психологический и чувственный опыт, дают выход эмоциональности подростка через воображаемые переживания его персонажа. То есть ребенок может примерить на себя чужую жизнь и получить чужой опыт безболезненно, не набивая шишек.

Роль группы

Тренинг общения для подростков имеет важный положительный момент – сама группа, созданная искусственно, но объединенная общим делом под надзором опытного педагога. Наличие группы уже удовлетворяет потребность в аффилиации ее участников, а отношения внутри нее такие же, как и в естественной компании ребят. Увлеченные общим занятием подростки черпают в общении друг с другом все, что им необходимо, находясь при этом в бесконфликтной среде и направляя усилия в конструктивное русло. Молодежные театры и драматические кружки при школах всегда были популярны и часто служили средством воспитания и исправления для «трудных» подростков.

Постановка спектакля и ее значение

Самое большое достоинство актерской практики – постановка полноценного спектакля. Формат спектакля позволяет всей группе работать, как один большой организм, где у каждого своя строго определенная функция и от каждого в отдельности зависит успех общего дела. В первую очередь спектакль моделирует межличностные конфликты в общении подростков со сверстниками, учит брать на себя ответственность не только за свой собственный выход, но и за партнера, за гримера, за режиссера и за всю постановку в целом. Нередко форс-мажоры на сцене (партнер пропустил реплику, погас свет, испортился реквизит и прочее) вынуждают принимать мгновенное решение и искать нестандартные выходы из ситуации. Кроме того, это занятие настолько увлекательно, что редкий ребенок не втянется и не вынесет из него любовь и привязанность к театру на всю жизнь.

Детский курс актерского мастерства помогает уже в юном возрасте сформировать личный кодекс чести через разбор поучительных произведений: поиска мотивов поведения персонажей, осмысления их ошибок, формирования способности сопереживать.
успейте
забронировать место в группе
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поделитесь своим мнением

Не верю
В этом
что то есть!
Гениально
Подпишитесь и получите:
3 бесплатных видео урока по актерскому мастерству!
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности