Темперамент ребенка дошкольного возраста – учимся определять и использовать
Разделение детей по типу темперамента – это ни в коем случае не навешивание ярлыков, не приговор и не постановка диагноза. Темперамент не бывает абсолютным: вы нигде не встретите стопроцентного холерика или меланхолика, но главенствующую черту сможете различить почти всегда. Внутренние качества можно развивать, причем в обоих направлениях: усиливать ведущее качество или восполнять недостаток других. Постараться определить темперамент ребенка дошкольного возраста необходимо по двум причинам:
- Поиск правильного подхода к воспитанию.
- Выявление предрасположенностей к будущему роду занятий
Если вы хотите видеть на сцене ребенка-меланхолика, который не склонен ни к артистизму, ни к публичным выступлениям, придется найти возможность и помочь ему пройти набор детей в театр. Для этого существуют театральные кружки для детей, методики развития харизмы и коммуникативных навыков и многое другое.
Определить тип темперамента у ребенка можно с помощью простого наблюдения. До тех пор, пока психика малыша не сформируется и не окрепнет, другие способы будут менее эффективны.
Советы родителям в зависимости от темперамента ребенка
В первую очередь запомните, что темперамент не бывает плохим или хорошим. Одни люди могут не любить меланхоликов, другие – холериков, но это не значит, что кто-то лучше или хуже. Все мы разные и это нормально. Если темперамент ребенка не отвечает вашим ожиданиям, то худшее, что вы можете сделать – обвинить его в этом. Популярные родительские реплики вроде «В кого ты у меня такой выродился», «Все дети как дети, один ты как…», «Вон, посмотри на соседского ребенка» наносят серьезный вред детской самооценке и психике в целом. Вместо того чтобы принимать себя как есть, ребенок учится жить с ложным чувством неполноценности и сравнивать несравнимые различия. Это все равно, что легкоатлет переживал бы из-за неумения поднимать штангу, а штангист считал бы себя неудачником из-за слабой техники фигурного катания.
Темперамент – это особенность нервной системы человека, характеризующая скорость и динамичность протекания психических процессов.
Второе важное правило – не путайте темперамент с характером! Разница примерно такая же, как между ростом и мышечной массой: первое – природная характеристика, второе – приобретенная, зависящая от образа жизни и приложенных усилий. Основные различия:
- Характер можно изменить, темперамент – нельзя.
- Характер поддается оценке и сравнению (например, дурной характер, добрый характер), темперамент – нет.
- Характер не поддается классификации и не делится на типы, темперамент делится на 4 типа.
- Характер может зависеть от темперамента, но не наоборот.
Проследить особенности характера и темперамента ребенка можно, проанализировав все 4 типа последнего.
Флегматик
Слово «флегматичный» используют как синоним слов «вялый», «равнодушный», «апатичный» и прочих в том же духе. Вся деятельность флегматика может быть охарактеризована выражением «медленно, но верно». Это самый спокойный тип детей, далекий от конфликтов, истерик, долгих обид. Среди достоинств флегматика выделяются постоянство и упорство, среди недостатков – медлительность во всем. Воспитание флегматика обычно проходит гладко и без трудностей. Единственная претензия к таким детям со стороны взрослых в том, что они все делают медленно, но в остальном это лучшие ученики.
Если флегматик поставил перед собой цель, она будет достигнута, иначе ребенок не успокоится. Часто именно по этому признаку родителям удается распознать тип темперамента ребенка – достаточно понаблюдать за ним, когда он строит башни из песка или кубиков. Дети-флегматики неконфликтны, но и не слишком общительны, сходятся с незнакомцами тяжело, легко могут играть или рисовать в одиночестве.