Пройди новый курс по актерскому мастерству

Пройди online курс по актерскому мастерству

Преодолей страх публичных выступлений за 5 недель

Преодолей страх публичных выступлений за 4 недели

8 декабря

8 декабря

Старт программы

Старт программы

Подробнее Участвовать

Сценическое движение: важность обучения, цели, для кого полезно

Куда деть руки, как держать реквизит и жестом выразить эмоции, когда развернуться к партнеру, а когда к зрителю – сценическое движение один из важнейших элементов театральной педагогики. Актер, не владеющий культурой мышечной пластики, не добьется успеха, ему не верит зритель.

Почему уроки сценического движения так важны

Персонаж существует на сцене в динамике: садится, принимает позы, жестикулирует. Язык тела передает внутренний мир и переживания героя. Несмотря на кажущуюся простоту телесных действий, нужно много трудиться, чтобы изучить свое тело, усовершенствовать двигательную технику и справиться с любой задачей, поставленной режиссером.

К. С. Станиславский выделял сценическое движение в обособленную дисциплину театральной педагогики. Мэтр утверждал: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».

Опираясь на работы классиков театральной педагогики – Е. Шишмаревой, В. Мэйрхольда, И. Коха, создавшего первый учебник, сценическое движение, как отдельный курс, изучают в балетных студиях, центрах творческого развития детей, актерских мастерских.

Занятия фокусируются прежде всего на:

  • развитии силы мышц
  • тренировке гибкости
  • управлении скоростью
  • совершенствовании баланса и чувства ритма

Обучение базируется на специальной «театральной» физической культуре – это базовый предмет с упражнениями, которые развивают мышечный аппарат и психофизические качества: чувство равновесия, координацию, статическую силу и гибкость.

Задачи, которые решает обучение

В жизни человек делает непроизвольные телодвижения автоматически, не задумываясь. Аналогичные действия нужно воспроизводить на сцене, но в формате обстоятельств, предлагаемых автором пьесы; учитывая эпоху, характеры партнеров, сюжет и костюм. Эти действия не спонтанны, как кажется зрителю, а обдуманы, осознанны и красивы.

Занятия достигают важные цели:

  • формируют пластическую выразительность и телесную культуру
  • совершенствуют двигательные навыки: правильную осанку, красивую походку, координацию, быстроту реакций, ловкость, чувство ритма
  • развивают потенциал каждого воспитанника, раскрывая природные дарования

 

Кому полезно изучать сценическое движение

Совершенствование языка тела пригодится не только актерам. Органичные позы, выразительные жесты помогают оратору убедить публику, спикеру – удержать внимание на презентации, преподавателю – владеть аудиторией во время лекции.

Получать навыки пластической культуры можно с раннего возраста – уроки развивают эмоциональный интеллект, убирают страх перед публичными выступлениями, помогают управлять телесными реакциями в любых ситуациях. Сложные вещи педагоги объясняют детям на самом универсальном языке – языке игры. Обучающие курсы станут хорошей школой, которая подготовит ребенка к успеху во взрослой жизни.

Основы пластической культуры особенно актуальны сегодня – малоподвижный образ жизни детей, увлечение гаджетами ведет к проблемам с развитием телесного самоощущения, например, с координацией рук даже в простой игре с мячом.

Важно, что детям в возрасте 8-9 лет и старше, легче даются сценические навыки, чем взрослым.  Еще нет «закостенелости» мышечного аппарата, оглядывания на модели поведения, принятые в кругу общения ребенка.

Что включают занятия

Пластическая выразительность невозможна без физической подготовки. При изучении курса внимание уделяется базовым элементам акробатики, осанке и походке, технике сценического падения и боя, балансу. Формируется точный и оригинальный колорит жеста, уходит автоматизм, выстраиваются пластические фразы и диалог с партнером.

Занятия начинают с разминки и разогрева, предлагаются задания на концентрацию внимания. Осваивается техника кувырков, перекатов, прыжков. Ритмические упражнения проходят в темпе, под музыку, используются снаряды. Организуются спортивные игры, пластические этюды, даются основы пантомимы, осваиваются танцевальные комбинации. Обязательно включается в комплекс партер – развивающие элементы на полу.

В результате обучающиеся овладевают элементами гимнастики и акробатики, пластики и хореографии, актерского мастерства.

Какие виды сценических движений осваивают на занятиях

Деление на виды условно – некоторые действия телом трудно отнести к какой-то одной разновидности.

Сначала выполняют простые моторные упражнения – их еще называют локомоторными или повседневными, автоматическими. Из них состоит любое действие и их больше всего: шаги и ходьба, отталкивание, притягивание.

Обязательно осваивают профессиональные, рабочие – свойственные представителям какой-то профессии: официант, учитель, горничная в отеле.

Семантические движения – идентичные кратким командам или высказываниям. Их немного, но используются часто: тише (палец к губам), присядьте, да (кивок), подойди (поманить рукой).

Иллюстративные усиливают эффект от сказанного, но не должны сильно отвлекать внимание зрителя. Характеризуют качества предмета и вектор его нахождения – подушка мягкая, рюкзак тяжелый, книга лежит там.

Эмоциональная, инстинктивная пластик тела передает переживания персонажа.

Сценическое движение: упражнения, которые осваивают на занятиях

Развитие баланса

«Цапля» на одной ноге: в позе стоя согнуть в колене ногу и упереться в колено другой. Потянуться макушкой к потолку и закрыть глаза. Максимально долго удерживать вертикаль. Усложнить задачу: поднять руки над головой, соединить ладони. Еще труднее – согнуться в пояснице, не меняя положения ног, опустить руки на пол. Поменять опорную ногу.

Простые, но хорошо стимулирующие вестибулярный аппарат упражнения: «Ласточка» и «Ходьба по прямой линии».

Развитие координации

«Упражнение на восемь счетов». Стоя на полу, руки вниз. На счет раз, два – поставить руки на пояс по очереди, сначала левую, потом правую. На счет три, четыре – поставить руки на плечи (левую, правую). На счет пять-шесть – поднять левую, затем правую руку над головой. Семь-восемь – два хлопка руками над головой.

Все в обратном порядке: раз-два – поставить руки на плечи, три-четыре – перенести руки на пояс, пять-шесть – опустить вниз. Семь-восемь – два хлопка руками внизу у живота.

Усложним задание: убыстряем темп вдвое. Подключаем ноги – делаем упражнение руками и одновременно подпрыгиваем на каждый счет. Еще сложнее: на каждый счет ноги раздвигаем и сдвигаем в прыжке.

Тренинги на напряжение

Взять в руки воображаемую гирю, поднять ее и бросить с высоты.

«Пластилиновые куклы»: представить себя куклой из пластилина. В комнате холодно и тело куклы жесткое, твердое, не пластичное. Преподаватель командой меняет позу куклы, но непластичное тело поддается плохо. «Включили обогреватели» и куклы начинают медленно размягчаться.

«Марионетка»: правое плечо потянули вверх к правому уху, а левая рука расслаблена, опущена безвольно, тянется вниз. Поменяли положение – левое плечо потянули вверх, правая расслабленная рука полностью.

Ноги на ширину плеч, дует ветер, отклоняемся, как деревья вбок, руки расслаблены. Ветер сильнее – отклоняемся сильнее. Колено той ноги, в которую сторону клонимся, чуть сгибается.

Падение

Сложнее падение, когда тело постепенно расслабляется, чем случай, когда человека просто толкнули в спину. Упражнение представляет собой алгоритм постепенного «укладывания тела на мягкие части». При быстром выполнении выглядит, как настоящее падение от потери сознания или смерти героя.

Акробатика

Акробатические упражнения в дальнейшем называют трюки. Они развивают гибкость, смелость, уверенность в своих силах. В курс сценического движения входят как простые упражнения для детей «мостик», «березка», кувырки, так и сложные комплексы в паре.

В процессе обучения формируется пластическая культура, полезная не только будущим артистам, но и любой личности. Это свободное и непринужденное владение телом, выразительная пластика, вкус и чувство меры, необходимые в любой сфере деятельности. Дети, занимающиеся на курсах, становятся раскрепощенными, общительными, инициативными и творческими. Занятия помогают:

  • преодолеть стеснительность и психологические зажимы
  • полюбить свою внешность и развить творческий потенциал
  • управлять телом, как инструментом и контролировать его, напрягая или расслабляя определенные группы мышц, выражать эмоции через жесты

Приходите на курсы обучения актерского и ораторского мастерства в театральную студию Бенефис.

Мы научим вас:

  • Как выразить свои эмоции с помощью жестов
  • Как развить силы мышц
  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как научиться импровизировать
  • Как работать с камерой
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния

И многое другое

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Узнать подробнее о курсах

Хотите узнать
Как с помощью актерских техник избавиться от застенчивости?

Оставьте заявку, и мы пришлем вам материал

Оставить заявку

Как научиться красиво говорить?

Этому и другим навыкам мы научим на нашем актерском курсе

Узнать подробнее

Поделитесь своим мнением о статье

0

Гениально

0

В этом
что-то есть!

0

Не верю

Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее
Москва